А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гроза > Смысл пьесы А Н Островского «Гроза»
Распечатать это сочинение Смысл пьесы А Н Островского «Гроза»Распечатать
Версия для мобильных
Смысл пьесы А Н Островского «Гроза» - сочинение
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения

                    


А. Н. Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как «атмосферное явление - бурное ненастье с громом и молнией». Слово «гроза» используется и тогда, когда речь идет «о чем-нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх». В XX веке В. И. Даль выпустил «Толковый словарь живого велико­русского языка», через четыре года после создания «Грозы». В словаре было дано такое значение сло­ва «гроза» - «угроза, острастка», далее - «опасность или беда, бедствие»; «строгость, строгий надзор, страх в значении кары, наказания»; «строгий, сердитый человек, каратель»; «гром и молния, туча с грозой, с громом, молнией и дождем или градом».

Как видим, во времена Даля и Островского слово «гроза» понималось значительно шире. Нетрудно убедиться, что слова с корнем - проз встречаются в речи персонажей с различными оттенками значений. Впервые оно звучит в пьесе в речи Кабановой: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уже и не прикрик­нуть на нее и не пригрозить?» - обращается она к сыну.

Здесь корень -гроз- выступает в значении «стро­гость, строгий надзор, страх». В этой реплике отра­жен взгляд Кабановой на внутрисемейные отношения.

Все в том же значении «кары, наказания» зву­чит корень -гроз- в устах Варвары, успокаивающей перепуганную появлением безумной барыни Катери­ну: «Вздор все... Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячут­ся, грозит на них палкой да кричит: «Все гореть в огне будете!»

Слово «грозит» выступает предвестником на­стоящей атмосферной грозы. И хотя Варвара гово­рит о действительно надвигающейся грозе, ее реп­лики приобретают неожиданный оттенок - угрозы, на­казания: «Что это братец нейдет, вон, никак гроза за­ходит». Варвара как будто бы намекает на последу­ющие события.

Это чувствуется и в другом ее высказывании: «Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то». Наконец, тема страха, наказания явственно слышит­ся в словах: «Я и не знала, что ты так грозы боишь­ся. Я вот не боюсь». Действие завершается ударом грома.

В первом действии значение слова «гроза» - «кара, наказание» используется автором для выра­жения взглядов представителей «темного царства» на супружеские отношения. В четвертом действии это же значение слова проявляется на совершенно ином социальном уровне. Перед нами люди, не связан­ные родственными отношениями: Дикой и Кулигин.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами до рожнами какими-то, прости Гос­поди, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори!

Дикой прекрасно понимает, что не переубедит Кулигина, но при их разговоре присутствуют свиде­тели из горожан, к ним-то и обращена эта вспышка гнева. С Кулигйным бесполезно спорить. Он скажет: «Нечего делать, надо покориться!», но добавит: «А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Те же, что слышали кулигинскую «ересь», должны остаться в повиновении, в страхе перед грозой, пе­ред карой за проступки. Поэтому Дикой нарочно ис­кажает слово «электричество», называет Кулигина разбойником, энергично привлекает внимание слу­шателей: «Эй, почтенные, послушайте-ка, что он го­ворит!», - но не для того, чтобы те прислушались к мнению Кулигина, а чтобы слушали его, Савела Прокофьевича, приговор Кулигину за «свободомыслие».

Во втором действии мы находим еще слово с кор­нем -гроз-. «Вот она теперь ему и надает приказов, -говорит Варвара о матери,- один другого грозней». Здесь слово «грозней» означает «угрозу, острастку».

Уровень семейных отношений дома Кабановых еще ярче подчеркивается репликой Тихона, которую он произносит после беседы с маменькой: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой прозы надо мной не будет... так до жены ли мне?» Слово «гроза» в этом случае может быть отнесено, конечно, к Кабановой.

Для Катерины, как и для Тихона, Кабанова -гроза дома. Интересно, что Островский не вклады­вая в уста героини такого определения свекрови, ее словами рисует атмосферу, складывающуюся в се­мье: «Сделается мне так душно дома, что бежала бы»; «Ну, теперь тишина у нас в доме аоцарится». Тишина и духота наблюдаются перед грозой в при­роде. Это искусно использует Островский для харак­теристики персонажей. Называя Кабанову «грозой» лишь один раз в реплике Тихона, драматург разны­ми способами подтверждает, что слово произнесено не случайно.

Еще большее значение приобретает слово «гро­за» при характеристике Дикого. Ведь если Кабано­ва - гроза семьи, то грозой всего Калинова является Дикой. «А беда, как его поутру кто-нибудь рассер­дит! Целый день ко всем придирается!»- говорит о Диком Кудряш.

Слово «гроза» заменяется синонимом «беда». Кроме того, и Кабанова, и Кудряш, и Шапкин настой­чиво называют Дикого воином. Ясно, что слово это употребляется иронически; это прозвище, оценива­ющее определенные качества персонажа: его стрем­ление во всем одерживать верх, подчинять, коман­довать. В этом случае слово «воин» сближается со словом «гроза» в значении «строгий, сердитый че­ловек, каратель».

Наконец, у героев пьесы Дикой вызывает ассо­циации с природной фозой- атмосферным явлени­ем. Как боится человек удара молнии во время гро­зы, так и Шапкин пугается приближающегося Дикого, поспешно предлагая Кудряшу: «Отойдем к сторон­ке: еще привяжется, пожалуй». Борис вспоминает о том, как на Волге, на перевозе, Дикого обругал гу­сар: «После этого две недели все прятались по чер­дакам да по чуланам».

Первое появление Дикого на сцене создает ат­мосферу тревоги, напряжения аналогично тому, что переживают люди перед грозой. Его приближение замечают еще издали. Первая же его реплика напоминает раскат грома: «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!»

Итак, в пьесе Островского - три реальные гро­зы: Кабанова - для своей семьи, Дикой - для всего Калинова и, наконец, гроза в природе, которая по-разному воспринимается действующими лицами: для одних (Дикой, Кабанова) - это небесная кара, нака­зание; для других (Кулигин) - благодать, радость. Именно через отношение Кулигина к грозе проявля­ется в пьесе и авторская точка зрения. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая травка теперь, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а бла­годать!» - обращается Кулигин к калиновцам.

Если еще более расширить символическое на­звание пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Ее самоубийство прозвучало «как вызов кабановским понятиям о «нравственности», потрясло жителей города, поэтому это тоже можно назвать грозой - потрясением.

Сила таланта Островского позволила расши­рить понятие слова «гроза» и тем самым углубить идейно-художественный смысл пьесы.

Образная многозначность слова «гроза» помог­ла предельно лаконично и точно выразить понятое Островским конфликтное состояние русского обще­ства начала 60-х годов XX века, позволила раскрыть сложную, противоречивую и напряженную борьбу разных мировоззрений, завуалировав под маской ат­мосферного явления остро-социальную направлен­ность пьесы.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения

Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гроза

Гроза


Сочинение по теме Смысл пьесы А Н Островского «Гроза», Гроза
Близкие сочинения
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Как защищает свое достоинство Катерина – героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского
Героини пьес островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»


Из этой книги
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
«Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза»
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Популярные сочинения

  1. Сочинение по комедии недоросль
  2. Соченения на тему письмо другу
  3. Мой Пушкин сочинение
  4. Миниатюра сочинение падают листья
  5. Сочинения про осень
  6. Р
  7. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  8. Мини сочинение как я провел лета
  9. Сочинение интересная встреча
  10. Мини сочинение на тему осенняя сказка
  11. Сочинение на тему золотое слово Святослава
  12. Миниатюра после дождя 7 класс
  13. Осень веранда Жуковский сочинение
  14. Сочинение на тему Василиса премудрая
  15. Сочинение школьное утро
  16. Сочинение на тему речь
  17. Сочинение 3 класс моя профессия