А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гроза > Нравы города Калинова (по пьесе А Н Островского «Гроза»)
Распечатать это сочинение Нравы города Калинова (по пьесе А Н Островского «Гроза»)Распечатать
Версия для мобильных
Нравы города Калинова (по пьесе А Н Островского «Гроза») - сочинение
Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»

                    


А. Н. Островский в очерке «Записки замоскво­рецкого жителя» «открыл» страну, «до сего времени в подробности не известную и никем из путешествен­ников не описанную. Страна эта лежит прямо про­тив Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, ве­роятно, и называется Замоскворечье». Это земля, жи­вущая традициями седой старины, - «темное цар­ство». Современники за открытие этой страны на­звали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает «темные» стороны купеческой жизни. Общественный подъем 60-х годов захватил Ос­тровского, и в 1859 году он создал драму «Гроза», о которой Добролюбов сказан: «Гроза» - без сомненья, самое решительное произведение Островского, вза­имные отношения самодурства и безгласности дове­дены в ней до самых трагических последствий».

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа раду­ется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»,- восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родно­го пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого горо­да должна быть красивой и счастливой. Однако бо­гатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия». Городок из­вестен крепкими запорами и глухими заборами, за­ковавшими всякое новое проявление жизни. Остро­вский критически изображает быт и нравы купече­ства. Всех жителей города он делит на бедных и бо­гатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: «В мещан­стве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле­ба». А причина нищеты, по его мнению, в бессовест­ной эксплуатации бедных богатыми: «А у кого день­ги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша - ярая защитница суе­верий, воплощение невежества, пользуется покро­вительством властителей «темного царства». Неве­жественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам. Олицетворением жестокости, невежества, само­дурства являются Савел Прокофьевич Дикой и Мар­фа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова -богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме порядки и обычаи, основанные на религиозных пред­рассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отжив­ших порядков. Жертву свою она «поедом ест», «то­чит, как ржа железо». Добролюбов говорит о ней: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не «воет» на людях, прово­жая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе»-, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казни­лась». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Ка­баниха - выразитель идей и принципов «темного цар­ства». (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Ка­линова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - день­ги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по­корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивле­нию. Кабаниха лицемерна, прикрывается доброде­телью и набожностью, в семье - бесчеловечный дес­пот и тиран, но оделяет нищих.< Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием», она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, «где люди с песьими головами», где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский». Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Вар¬вара научилась врать, скрывать, изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что но погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала. Но если Кабаниха защищает идеи «темного царства», то Дикой просто грубый самодур. Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого- приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их об¬считывают. Дикой отвечает: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!») Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему это самая зловещая фигура в городе. Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и многое узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала». Бедным, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа». Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних» - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города. Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал; в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самсдержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело». «Гроза» - не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям относятся и «Бесприданница», и «Бешеные деньги», и «Доходное место».






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»

Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гроза

Гроза


Сочинение по теме Нравы города Калинова (по пьесе А Н Островского «Гроза»), Гроза
Близкие сочинения
Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Катерина Н. С. Лескова в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» и Катерина А. Н. Островского в пьесе «Гроза»
Город Калинов и его обитатели в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Значение картины волжского пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»


Из этой книги
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
«Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза»
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Популярные сочинения

  1. Рўрћр§р
  2. Сочинение по комедии недоросль
  3. Соченения на тему письмо другу
  4. Сочинение про
  5. Миниатюра сочинение падают листья
  6. Сочинения про осень
  7. Р
  8. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  9. Мини сочинение как я провел лета
  10. Сочинение интересная встреча
  11. Мини сочинение на тему осенняя сказка
  12. Сочинение на тему золотое слово Святослава
  13. Миниатюра после дождя 7 класс
  14. Осень веранда Жуковский сочинение
  15. Сочинение на тему Василиса премудрая
  16. Сочинение школьное утро
  17. Сочинения на