А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Двенадцать > Борьба двух миров в поэме А А Блока «Двенадцать»
Распечатать это сочинение Борьба двух миров в поэме А А Блока «Двенадцать»Распечатать
Версия для мобильных
Борьба двух миров в поэме А А Блока «Двенадцать» - сочинение
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Изображение «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

                    


«Не мир я пришёл принести на эту зем­лю, но меч».

Евангелие от Матфея

Сладкогласый певец Прекрасной Дамы и мастер чеканных «Ямбов» заканчи­вает поэму, нисколько не похожую на всё, что написано прежде, и заносит в днев­ник: «Сегодня я — гений».

Александр Блок перестал быть поэтом Незнакомки, дымков севера и даже Куликова поля. В этой поэме он возвысился до всечеловеческого.

А потом сам не понял главного — откуда взялся впереди двенадцати «в бе­лом венчике из роз» «женственный призрак». В поэме же «просто» состоялось Второе Пришествие. Снова Назаретянин пришёл к тем, с кем зазорно водиться приличным людям:
«В зубах — цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!»

А бубновый туз — нашивка на спине каторжника. И приличной даме как-то неуместно рядом с новой Магдалиной — Катькой:
«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьём гулять ходила —
С солдатьём теперь пошла?»

И снова, как 1884 года тому назад, злы фарисеи: «дама в каракуле», «писатель — вития», «товарищ поп»... И снова из мрака возникает предатель — апостол — на этот раз не с уважаемым иудейским, а с уважаемым русским именем.
«Был Ванька наш, а стал солдат!»

И снова, как девятнадцать столетий назад, будут разделены брат с братом и отец с сыном, начнётся борьба двух миров.

Явственно виден мир старый: вот он, в предателях и фарисеях. Вот он в да­мах полусвета:
«...Обсудили — Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять...
...И меньше ни с кого не брать...»

В этом мире предают и продают дружбу и любовь. В этом мире храмы пре­вратили в вертепы разбойников и торжища. Он силён и всепроникающ, этот мир, и в двенадцати новых апостолах он тоже есть. Ещё станет Петруха убийцей поте­рянной Катьки. Ещё новый Иуда спасётся от праведной пули, может быть, пото­му, что пули праведными не бывают, может быть, потому, что Иуда неистребим. Это нам хочется, чтобы он повесился, как о том гласит Народное предание. А скорее всего за тридцать сребреников он купил «поле крови» и прожил долгую жизнь, и рассеялось «семя Иуды» по земле.

Совсем неясен будущий мир. В чём он? В чеканных маршевых ритмах, вхо­дящих в поэму, чтобы постепенно заглушать и заменить собой в 12-ой главке рас­христанные, разухабистые ритмы старого мира? В тоске, когда «у бедного убий­цы не видать совсем лица»? В трезвом осознании, что
«Потяжеле будет время
Нам, товарищ дорогой!»

Неясна картина будущего и самому поэту, как неясна она всем на земле.
«И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролёт...»

Но грянул уже над миром тяжкий звук, и вот разразилось... 
«Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всём Божьем свете!»

Сразились белое и чёрное, свет и тьма, смешались в дикой круговерти, и только красный флаг, как пламя, «разыгрался впереди». С этим «кровавым флагом» «впереди — Исус Христос» — Бог униженных и оскорблённых, голодных и страж­дущих, знающий, что «скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богач в Царство Божие».

В этой вьюге он, невидимый, идёт по неведомой дороге. Куда? В Царство Божие? На новую Голгофу? Ведь борьба двух миров в душах двенадцати и вокруг них только началась и старый мир «ковыляет позади». Ещё могут они закричать, как уже было когда-то: «Распни его! Кровь его на нас и на наших детях!» И жер­тва не принесла ничего...

И всё-таки — меч!!!

Как когда-то апостол Пётр, вооружены его последователи.
«Вдаль идут державным шагом...»

Не отстать бы. Не потеряться. Не сбиться с пути.

...В этот день Блок действительно был гений.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Изображение «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Еще сочинения из раздела Двенадцать
Что услышал Блок в «музыке революции» (по поэме «Двенадцать»)
Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать»
Изображение «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Двенадцать

Двенадцать

Сочинение по теме Борьба двух миров в поэме А А Блока «Двенадцать», Двенадцать
Близкие сочинения
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Изображение «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
«Раздается мерный шаг...» (По поэме А. Блока «Двенадцать»)
Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме А. А. Блока «Двенадцать»).
Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме А. А. Блока «Двенадцать»).
Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)
Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать»


Из этой книги
Что услышал Блок в «музыке революции» (по поэме «Двенадцать»)
Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать»
Изображение «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
Сочинение-Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»
Анализ поэмы Александра Блока «Двенадцать»
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Особенности композиции поэмы А. Блока «Двенадцать»

Популярные сочинения