«Лягушки, просящие царя»
В басне «Лягушки, просящие царя» происходят одновременно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при «правлении народном», то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.
Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае «царь этот был осиновый чурбан», а во втором — Журавль.
Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью, и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Журавль же был крут и скор на суд, «кого не встретит он, тотчас засудит и проглотит». Третью просьбу (сменить этого правителя) боги не удовлетворили.
Аллегория в басне прозрачна. Лягушки — обыватели, составляющие большую часть государства. Цари — через эти образы показаны два типа управления государством.
В басне отражены следующие мысли баснописца:
—народ не может сам управлять своей жизнью, готов отказаться от свободы неизвестно во имя чего;
—если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять служебным положением, но это ему не нравится;
—правитель «иного нрава» не устраивает народ своей жестокостью;
—«глас с неба» (мнение богов) оценивает поведение лягушек как безумие;
—варианта «хорошего» царя боги не предлагают, так как народ его не заслужил.
Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забавно описано поведение лягушек-обывателей, смешно характеризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано отсутствие самосознания у народа, что правители далеко не идеальны, но лучших не будет.
Русская история имеет много подобных примеров.
Басня начинается ироничным и немного грустным рассказом о том, что лягушек не устроила свободная жизнь, жизнь «без службы и на воле». Они сами, добровольно, попросили у богов дать им царя.
Управление первого царя заключалось в том, что он был пассивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его правилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опасность для жизни.
Получается, что настоящего государственного правления Крылов не показал. Возможно, он считал, что власть и народ всегда находятся в конфликте. Еще можно предположить, что народ заслужил таких правителей, провинившись тем, что не смог жить при «правлении народном».
Пособить — помочь; осиновый чурбан — неотесанный, «тяжелый», глупый и грубый человек; в лягушках каждый день великий недочет — каждый день наказывается (гибнет) большое количество лягушек; приходит черный год — время неудач, печали.
Мораль басни содержится в заключительных строчках. Слова эти («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?», «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!») произносится богами с небес.
В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы всегда имеем возможности, которые по недомыслию не используем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Д. И. Фонвизин. Лисица-кознодей. Кого обличает автор в этой басне
Сочинение: Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Еще сочинения из раздела Иван Андреевич Крылов
Сочинение: Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|