А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мертвые души > Мертвые и живые души в поэме Н В Гоголя
Распечатать это сочинение Мертвые и живые души в поэме Н В ГоголяРаспечатать
Версия для мобильных
Мертвые и живые души в поэме Н В Гоголя - сочинение

                    


Н. В. Гоголь — писатель, чье творчество по праву вошло в золотой фонд классики русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И тогда рядовое событие обретает странную, порой даже зловещую, окраску. Именно так происходит и в поэме «Мертвые души».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме реальность, стремясь к максимальной широте охвата ее явлений. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, — аморальны. Но, живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть про пасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную де­градацию, нравственный распад.

В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев Манилов,   прокурор,   полицеймейстер   и другие  герои,  являющие собой  своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души,

создал Гоголь в поэме.

Первым в галерее этих характеров представлен Манилов. Создавая его об раз, Гоголь использует различные худо­жественные средства, в том числе пейзаж, описание поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи характеризуют Манилова в не меньшей степени, чем портрет и поведение: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Главная его черта — неопределенность. Внешняя доброжелательность Манилова, его готовность оказать услугу представляются Гоголю чертами вовсе не привлекательными, так как все это в Ма­нилове гипертрофировано.

Глаза Манилова, «сладкие, как сахар», ничего не выражают. И эта сладость об­лика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется «выражение не только сладкое», но даже приторное, «подобное той микстуре, которую ловкий доктор за­сластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента». Что за «микстуру» засластила приторность Манилова? Пус­тоту, никчемность его, бездушие при бес­конечных рассуждениях о счастии, друж­бе и других высоких материях. Пока этот помещик благодушествует и мечтает, его имение приходит в упадок, крестьяне ра­зучились трудиться.

Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая дере­венька», двор полон всякой птицы. Но Ко­робочка не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Собакевич, по выражению Гоголя, «чер­тов кулак». Страсть к обогащению толка­ет его на хитрость, заставляет изыски­вать разные средства наживы. Поэтому в отличие от других помещиков он приме­няет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа поме­щиков — Ноздрев. Он непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Он к тому же еще кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В хорошем состоянии нахо­дится только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает.

Завершает портретную галерею гу­бернских помещиков Плюшкин. Он пока­зан иначе, чем все предыдущие типы. Пе­ред нами история жизни Плюшкина, тог­да как у предыдущих героев Гоголя как бы нет прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина абсолютна. Причем мы видим, как постепенно он ли­шался всех человеческих качеств, как становился «мертвой душой».

В имении Плюшкина распад и разруше­ние, а сам помещик утратил даже челове­ческий облик: его, мужчину, дворянина, легко принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется неотвратимое воздействие тления, распада. Автор окре­стил его «прорехой на человечестве».

Венчает галерею помещиков Чичиков — плут, у которого все заранее просчитано, всецело охваченный жаждой обогаще­ния, меркантильными интересами, погу­бивший свою душу.

А ведь кроме помещиков есть еще и го­род N, а в нем — губернатор, вышиваю­щий шелком по тюлю, и дамы, хвастаю­щиеся модной тканью, и Иван Антонович Кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, бесцельно проедающих и проигры­вающих в карты свою жизнь.

Есть в поэме еще один герой — народ. Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее человеческое. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смеш­ны своей недалекостью, но ведь их талант и их жизнь — в труде. И народ составляет часть мира «идеального», который стро­ится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится живая ду­ша человека.

Два мира, представленные в поэме, вза­имно исключают друг друга. По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок считается нормальным. Для дости­жения резкого контраста мертвого и живо­го Гоголь прибегает к множеству разнооб­разных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется засилием в нем материального начала. Вот почему в описаниях широко используются длин­ные перечисления материальных объек­тов, как бы вытесняющих духовную состав­ляющую. Также поэма изобилует фрагмен­тами, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животны­ми или вещами.

В названии поэмы заложен глубочай­ший философский смысл. Само понятие «мертвые души» — бессмыслица, ведь душа, согласно христианским канонам, бессмертна. Для «идеального» мира ду­ша бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в ми­ре «реальном» вполне возможна «мерт­вая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого от покой­ника. Так, когда умирает прокурор, окру­жающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездухов­ность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начать­ся возрождение Руси, возвращение утра­ченных идеалов, духовности, души в ис­тинном, высшем ее значении.

Чичиковская бричка, идеально преобра­зившаяся в последнем лирическом от­ступлении в символ вечно живой души русского народа — чудесную «птицу-трой­ку», завершает первый том поэмы. Вспом­ним, что начинается поэма с, казалось бы, бессмысленной беседы двух мужиков о том, доедет ли колесо до Москвы, с опи­сания пыльных, серых, тоскливых улиц гу­бернского города. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора ве­ру в обязательное возрождение его геро­ев и всей жизни, всей Руси.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинение на тему: ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Еще сочинения из раздела Мертвые души
Сюжетно-композиционная структура поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Сочинение: Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Сочинение: Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мертвые души

Мертвые души


Сочинение по теме Мертвые и живые души в поэме Н В Гоголя, Мертвые души
Близкие сочинения
Сочинение на тему: ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Художественные средства создания образа «мертвой души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Авторская символика в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Сочинение: Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)


Из этой книги
Сюжетно-композиционная структура поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Сочинение: Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Сочинение: Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Сочинение: Помещичья Русь и ее представители в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Визит Чичикова к одному из помещиков. По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Анализ одного из эпизодов поэмы Горе от ума (Чичиков у Собакевича)

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение мой Пушкин
  3. Сочинение Дубровский
  4. Сочинение по произведению капитанская дочка
  5. Москва Страстная площадь Софии фамуцевой сочинение
  6. Особенности композиции картины пластова летом
  7. Сочинения про осень
  8. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  9. Слово о полку игореве сочинение
  10. Сочинения на темы дружба и вражда
  11. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  12. Осенний день сочинение 5 класс
  13. Сочинение по комедии недоросль стародум
  14. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  15. Миниатюра сочинение падают листья