Кабаниха принадлежит к тем властным и сильным натурам, которые осознают себя хранительницами «порядка», исконных норм и правил жизни: Кукушкина («Доходное место»), Уланбекова («Воспитанница»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Мавра Тарасовна («Правда — хорошо, а счастье лучше»).
Сама себе хозяйка («богатая купчиха, вдо - 181 ва»), Марфа Игнатьевна Кабанова управляет домом, опираясь на старинный закон быта и обычая. «Порядок» для нее — средство обуздания вольной жизни, единственная защита «домашнего космоса» от хаоса «воли». К. ощущает себя блюстительницей «закона» и потому проживает свою жизнь спокойно, твердо и верно, искореняя любой намек на неподчинение домашних. Жестокость К. проявляется в привычке управлять «грозой», не ведая любви, обходясь без милости, не подозревая о возможности прощения.
Ветхозаветной суровостью веет от пожелания К. согрешившей невестке: «Живую в землю закопать, чтоб она казнилась». Ничто не способно поколебать уверенность К. в правильности ее жизненной философии: ни бегство дочери из опостылевшего дома, ни самоубийство невестки, которую она «сокрушила», ни внезапные обвинения дотоле безвольного и бессловесного сына: «Маменька, это вы ее погубили». Она судит Катерину беспощадно и говорит без сожаления: «Об ней и плакать-то грех». Бесполезны напоминания Кулигина о Боге, судье милосердном, — К. никак не отзывается на них. Но зато, согласно обычаю, «низко кланяется народу» за услугу в поисках бедной самоубийцы. К. «люта», «крута» в соблюдении «старины» — и все «под видом благочестия».
Монументальный образ Кабанихи живое воплощение «жестоких нравов», о которых Борис говорит: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». К. раскрывается в пьесе как честная и страшная в своей последовательности защитница безблагодатного «закона», не просветленного христианской любовью. Дальнейшим развитием этого образа в русской драматургии стала Васса Жеяезнова М. Горького.
Кабаниха герой романа Ф. Кафки «Замок» (1926). В бедной деревне, расположившейся у подножия огромного мрачного Замка, однажды вечером появляется уставший от долгой дороги К. и просит о ночлеге. Чиновник администрации Замка спрашивает его о цели прибытия, и К. объясняет, что он землемер и вызван сюда Замком. По телефону чиновник связывается с Замком, и выясняется, что никто землемера не вызывал. Однако через некоторое время, к удивлению К., прибывшего в деревню, види мо, с другими намерениями, его в Замке признают.
На следующий день К. пытается установить с Замком прямые отношения, но ему не удается туда проникнуть. Он узнает, что в этом ему отказано раз и навсегда. К. получает двух помощников, хотя работы у него нет. Разными путями К. пытается все же попасть к одному из чиновников, но безуспешно. На четвертый день К. получает от старосты деревни место школьного сторожа и вскоре узнает, что здесь он также не нужен. Жители деревни видят в К. только опасного пришельца, они относятся к нему недоверчиво и враждебно. Шесть дней К. пытается найти доступ к Замку. Из разговоров с жителями деревни он стремится понять систему взаимоотношений Замка и деревни. Но все его усилия разбиваются о недоступность бюрократии Замка и тупость жителей деревни.
Мир, в котором живет К., существует под началом невидимых и непонятных инстанций. Законы, при помощи которых руководят эти инстанции, недоступны для понимания отдельного человека.
Чиновничий аппарат всемогущ, принципы, которыми он руководствуется, невнятны. Следствием этого становится тотальный произвол и беззаконие. Жители деревни давно уже прекратили попытки понять условия своего существования, регламентированного до мелочей. Живут они в полной покорности. К.— чужой в этом мире, он не поддается летаргии, захватившей всех, борется за достойное место в жизни. Возлюбленная говорит ему: «Ты по-детски откровенен.
Твоя природа настолько отличается от нашей, что нам, даже когда ты говоришь откровенно, трудно заставить себя поверить тебе». Вина, которую все время ощущает К. и которая ему самому не вполне ясна, позволяет догадаться о подлинном предназначении этого человека. Землемер К. из «Замка» не похож на всех других героев Кафки. Не случайно в начальных вариантах рассказ в романе велся от первого лица.
Роман «Замок» остался незавершенным. Кафка, по свидетельству его друга Макса Брода, планировал окончание романа следующим образом: «Так называемый землемер получает по крайней мере хоть какое-то удовлетворение. Он не сдается в своей борьбе, но умирает от истощения. У его смертного одра собираются лкщи, и из Замка спускается постановление, в котором говорится, что притязания К. на право проживания в деревне отклонены, но ему все же с учетом привходящих обстоятельств, разрешают здесь жить и работать». Однако, исходя из мироощущения Ф. Кафки, который считал, что «в поединке между мной и миром секундантом выступает мир», литературовед Г. Рихтер делает иной вывод: «Дальнейшее развитие отношений между К. и его окружением по расстановке сил кажется невозможным. В итоге постоянных стремлений К. быть причастным к чему-то стоит не страстное желание жить в сообществе, а смерть».
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница»
Центральный персонаж романа Толстого «Анна Каренина»
Дон Кихот — центральный персонаж романа
Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|