А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гроза > Основной конфликт драмы «Гроза» А Н Островского
Распечатать это сочинение Основной конфликт драмы «Гроза» А Н ОстровскогоРаспечатать
Версия для мобильных
Основной конфликт драмы «Гроза» А Н Островского - сочинение
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

                    


Старине приходит конец!

А. Островский

В основе драмы «Гроза» лежит протест Катерины против вековых традиций и ста­розаветного уклада жизни «темного царства». Автор показывает глубокую внут­реннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздей­ствием того же «темного царства», против которого она «восстала».

Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж со­здает определенный настрой, который позволяет по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин. Живут здесь по принципу: «У кого деньги, тот старается бедного закабалить». И хотя в «Грозе» внимание сосредоточено на семейных отношениях, из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стя­жательства. Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же они жалуются на него городничему, цинично заявляет: «Стоит ли нам, ваше благородие, с вами о таких пустяках разговаривать!» Настоящий деспот он со своими домашними: на чердаках да в чуланах прячутся от его гнева члены семьи, вконец затравил он племянника.

Но еще тяжелее в домашнем быту деспотизм Кабанихи. Дикой покричит, пору­гается, сгоряча даже прибьет, но тут же и остынет. Кабаниха же мучит и преследу­ет свою жертву изо дня в день, ест поедом, «как ржа железо». Она ни в ком не терпит противоречия, всех поучает, заставляя жить по законам «старой жизни». Это властная, суровая, непреклонная блюстительница устоев «темного царства».

Но с лживой и жестокой атмосферой дома Кабановой не хочет и не может ми­риться Катерина. Намечается главный конфликт: нежелание светлой личности мириться с «темным царством».

Катерина не смогла научиться лгать, лицемерить. С самого начала пьесы мы чувствуем неприятие ею той жизни, которую ей навязывают. Она глубоко оскорб­лена наставлениями свекрови, которая хочет привести ее к полной покорности. Во время отъезда мужа Катерина «стоит, как будто в оцепенении». Она понимает, что муж не хотел ее обидеть, что он действовал против своей воли, и не сердится на него. Но любить и уважать его не может.

Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Катерина считает это стремление греховным, боится са­мой себя, боится остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Отчаяние и обре­ченность слышатся в ее словах: «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» Катерина делает отчаянную попытку предупредить беду, заставить себя полюбить мужа. Но Тихон не способен понять ее состояние.

Катерина не может жить в обмане, она считает великим грехом свою любовь. Полюбив Бориса, она «точно жить снова» начинает. В ней есть внутренняя сила, решительность: «Такая уж я зародилась, горячая!» Она готова отстоять свою сво­боду, хотя бы ценой гибели: «Коли мне очень здесь опостынет, так не удержат меня Никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Положение Катерины тяжело, она воспитана на тех же домостроевских нравах. Она «мужняя жена» и идти ей некуда. Оставалось два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. Своим поведением Кате­рина отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. 

Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы в той или иной форме выра­жают протест против деспотизма самодуров и другие герои драмы. Варвара и Куд­ряш бегут из Калинова, Кулигин впервые обращается с горьким упреком к самоду­рам и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор не выходивший из повиновения матери, бросает ей суровое обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

В гибели Катерины виновно все то, что так фанатично защищает Кабаниха, все те сложившиеся общественные отношения, которые приводят человека к трагедии. Но в «темном царстве» возможна личность, способная на протест. Добролюбов пи­сал о смерти Катерины: «Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе... В Катерине мы видим протест против кабановских поня­тий о нравственности, протест, доведенный до конца...»

Смерть Катерины подтвердила мрачные предчувствия Кабанихи и Дикого: при­ходит конец их силе, наступают новые времена.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гроза

Гроза


Сочинение по теме Основной конфликт драмы «Гроза» А Н Островского, Гроза
Близкие сочинения
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»
Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А. Островского «Гроза»)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»
Основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
История создания и анализ драмы "Гроза" Островского А.Н.
Проблематика, основной конфликт и система образов


Из этой книги
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
«Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза»
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Рўрћр§р
  3. Сочинение по комедии недоросль
  4. Сочинение слово о полку игореве
  5. Мир и космос сочинение
  6. Сочинение про
  7. Миниатюра сочинение падают листья
  8. Сочинение о пушкине
  9. Мини сочинение на тему холодная осень
  10. Сочинение про памятный день
  11. Мини сочинение как я провел лета
  12. Сочинение осень мое любимое время года
  13. Подготовить сообщение о любом богатыре
  14. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  15. Миниатюра после дождя 7 класс
  16. Осень веранда Жуковский сочинение
  17. Сочинения на тему древнейший человек
  18. Рассказ о моей любимой книге