Богатство речи определяется прежде всего общей культурой пишущего, его способностью мыслить. Богатая речь – это речь человека, владеющего большим словарным запасом, использующего слова с учетом их смысловых оттенков, владеющих разнообразием синтаксических конструкций, умеющего использовать выразительные языковые средства.
Работа над сочинением требует, чтобы учащийся, реализуя замысел сочинения, уместно использовал языковые средства, в том числе выразительные; не допускал речевых и грамматических ошибок.
Текст сочинения должен отвечать требованиям точности, уместности, правильности. Именно поэтому так важно соблюдение всех норм литературного языка: морфологических, синтаксических, лексических, стилистических, орфографических и пунктуационных.
Знание возможных видов грамматических и речевых ошибок поможет избежать их в тексте собственного сочинения.
Упражнение. Определите характер ошибок, допущенных в следующих примерах. Какие языковые нормы оказались нарушенными? (См. Приложение 3).
1. Он проявил великодушность, нисполненный сил, надсмехаться над идеалами, зацитировать произведение, заценить высказывание.
2. Нарушение норм моралей, храм прекрасен во все месяца года, люди должны быть хозяевами земли, человеку всегда не хватает время.
3. Более моложе, его голос звонче, дешевше, первый текст более интереснее, чем второй.
4. Трое коней, двое девушек, у обоих девочек.
5. Он был старше нее, ихнии достижения.
6. За все уплочено; думаю, что я вас убедю; березка издали махает мне ветвями, он ездит по всей стране.
7. Ряд проблем остались нерассмотренными; все кто читал текст, согласен с автором.
8. Люди служат как материал, гордились за свои поступки, в статье автор описывает о путешествии.
9. Он смелый и настойчив; смотрит и увлекается только сериалами; жесток и не справедлив по отношению к людям.
10. Читая текст, удивило, что автор; глядя на такую несправедливость, у автора возникает вопрос.
11. Лежащая книга на столе, автор затрагивает очень важные проблемы, понимавший противоречия жизни.
12. Когда разлились реки, дороги становятся непроходимыми. Статья была написана, когда Россия находится…
Упражнение. Определите характер ошибок допущенных в следующих примерах. Какие языковые нормы оказались нарушенными? (См. Приложение 3).
1. Мысль развивается на продолжении всего текста. Автор глубоко выступает против жестокости современного мира. Писатель не одинок, у него много сообщников. Поражает изумительная жестокость.
2. Мое отношение к этому вопросу не поменялось.
3. Ученик пишет сочинение, он думает, анализирует, копается в себе. Наблюдается широкое использование мобильных телефонов. Часто люди, находясь в преклонном возрасте, полны сил, из них так и сыплются разные идеи. Мы любуемся храмом, но видим и предпосылки к одиночеству.
4. Время стремительно мчится вперед, но в наших силах использовать его на полную катушку. Сожаления мучают человека, его душа кричит об этом. Техника не может заменить отдельному человеку письмо, которое можно назвать символом души.
5. Автор увеличивает впечатление. Радость берет, когда читаешь текст. Автор делает пользу. Продолжили инициативу.
6. Люди полностью проходят путь полный страданий. Поэт не может поэтически выразить то новое, что… В статье писатель запечатлел свои впечатления.
7. К. Паустовский написал интересный текст. Он относится к публицистическому стилю.
8. У нас много разрушенных храмов. Это плохо. Храмы нужно беречь. Храмы нельзя разрушать. Храмы – это история. Историю нужно беречь.
Упражнение 26. Прочитайте ученические сочинения на тему «Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В.М. Шукшина «Мастер». Отредактируйте их. (Сочинения написаны по тексту № 51 Сборника тестов для изложений Л.М.Рыбченковой и В.Л.Скляровой)
Сочинение 1
Я считаю, что героя рассказа В. М. Шукшина «Мастер» привлекла талицкая церковь потому, что ему понравилось место расположения церквушки, природа вокруг нее. Так же привлекал внешний вид, автор называет талицкую церковь белой красавицей и светлой каменной сказкой.
Семка любил раздумывать над тем, кто автор и создатель прекрасной церквушки, и для чего они ее создали: для Бога или себя прославить?
Семке очень понравилась талицкая церковь, иначе он не стал бы прославлять автора.
«Как песню спел человек, и спел хорошо».
Сочинение 2
Талицкая церковь привлекла Семку своим необычным месторасположением. Обычно церкви стоят на возвышениях, а эту, почему-то, решили «спрятать». А открывается эта церковка внезапно, она предстает, вдруг, перед глазами, что невольно вздрагиваешь. Необычно красива была и природа вокруг церкви: красивые зеленые тополя окружали ее.
Особенно красив внешний вид церкви. Пусть не было в ней пышного убранства, скромность привлекает нас даже больше, чем богатое оформление. Церквушка – красавица белая и легкая. Вечная красота ее еще долго будет радовать нас. Еще много лет мы будем восхищаться загадочной, много повидавшей церковью, и каждый раз она будет радовать скромным великолепием.
Сочинение 3
Чем же могла привлечь героя рассказа Шукшина на первый взгляд обычная церковь, построенная в Талице?
Во-первых, глядя на здание, сразу же удивляло ее месторасположение: она стояла не так, как положено, на возвышении, а наоборот, будто была спрятана от «праздного» взора. «Только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу...».
Во-вторых, Семку сразу же привлек внешний вид «церквушки»: она была небольшая, легкая, стояла среди тяжелой зелени тополей.
В-третьих, талицкая церковь была создана уже давно, а значит, видела многое. Семка же с детства интересовался стариной, рассматривая старые иконы, прялки, читая книги про старину...
В-четвертых, вокруг этой церкви «царила» тишина и спокойствие. Смотря на нее, можно было отдохнуть, подумать о вечном.
В-пятых, в талицкой церкви привлекало еще и то, что создавали ее поистине люди с душой. «Построил, как песню спел». Причем, строители создавали такое «чудо» не только для своей радости, но и для радости других.
По этим причинам, как мне кажется, талицкая церковь сразу привлекала внимание людей.
Упражнение 27. Прочитайте два текста: первоначальный и отредактированный варианты сочинения на тему «Мое отношение к творчеству А.С. Пушкина» (текст для изложения № 46, сборник Л.М. Рыбченковой, В.Л. Скляровой).
Первоначальный вариант
А. С. Пушкин – самое известное имя каждому из нас с самого детства.
С самых малых лет мы читаем его стихи, всеми любимые сказки.
Этот великий поэт занимает в моей жизни огромное место. Произведения его понятны и доступны, писатель говорит со своим читателем на самые понятные и актуальные в любое время темы.
Все чувства, что Пушкин передает своими стихами, очень близки к моим. Это и одиночество когда-то, когда-то и восхищение природой, великолепными пейзажами. Возьмем, например, всем известную строчку:
Унылая пора! Очей очарованье...
Всего одна лишь строчка, а как много сказано ею. Видны и грусть, и тоска, и любование.
Очень умело и хорошо, ярко изображает поэт своих героев, их образы и характеры. Так, например, всем известный целостный образ Татьяны Лариной, или образ Евгения Онегина.
Одна из тем творчества А.С. Пушкина – свобода. Эта тема привлекает меня в творчестве поэта больше всего. Я восхищаюсь свободными, вольнолюбивыми взглядами и идеями поэта. В чем-то они схожи с моими. Восхищает верность и преданность, любовь к своей Отчизне.
Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
– говорит он в стихотворении «К Чаадаеву».
Я считаю, что в какую бы эпоху ни жил человек, он с одинаковой силой будет восхищен и влюблен в творчество А.С. Пушкина.
Отредактированный вариант
А. С. Пушкин – имя, известное каждому из нас. С детства мы помним его сказки, стихи.
Этот великий поэт очень значим для меня. Все чувства, нашедшие отражение в его стихах, близки мне. Это и чувство верности дружбе, и необыкновенно тонкое чувство любви, и восхищение родной природой.
Унылая пора! Очей очарованье...
Всего одна лишь строчка, а как много сказано. В ней и грусть, и тоска, и нежность. Интересны и образы, созданные поэтом, особенно Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
Очень привлекательна для меня в творчестве поэта тема свободы. Я восхищаюсь вольнолюбивыми взглядами и идеями поэта. Покоряет верность и преданность, любовь к своей Отчизне:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг! Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Я считаю, что человек любой эпохи будет восхищаться творчеством
А.С. Пушкина.
Вопросы и задания
1. Сформулируйте основной тезис сочинения. С помощью каких доводов этот тезис доказывается? Сопоставьте тексты. Внесена ли правка в систему аргументации? Почему?
2. Проанализируйте композиционные особенности текстов сочинения. Внесена ли правка? Почему? Обоснуйте свое мнение.
3. Нашло ли отражение в сочинении собственное мнение автора? Прокомментируйте свою позицию.
4. Проанализируйте языковое оформление каждого текста. Какие изменения внесены? Прокомментируйте их.
5. Расскажите об особенностях работы над речевым оформлением текста-рассуждения. Какие возникают проблемы? Какие средства выразительности удобно использовать при оформлении текста?
Упражнение . Прочитайте тексты.
Мы привыкли, что мир – зеленый. Ходим, мнем траву, сдираем ее гусеницами и колесами, срезаем лопатами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь!.. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте.
Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уже плешина снова затянулась зеленой травой.
Под окном, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Но ведь это под собственным окном! Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли ее?.. Она везде. В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... Разве что в пустыне поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу...
По В.А. Солоухину
Мы не задумывались и не очень-то берегли жизнь на земле. Она казалась нам безграничной и вездесущей... Верим, что и на Луне живут люди... А уж Африка, Индия представлялись нам чем-то вроде зоопарков без клеток. Везде пальмы, пальмы, пальмы. А на пальмах кокосы, финики и бананы, попугаи и обезьяны. А под пальмами кишат – непременно кишат! – слоны, носороги и бегемоты. Ногу поставить некуда – как раскопанный муравейник!
Но скоро пришло время разочарований... Планеты – соседи Земли – мертвы...
Что если мы одиноки? И во всей Вселенной лишь на Земле теплится жизнь? Искра жизни в безжизненном океане...
Однако в результате деятельности общества с середины ХХ века мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя почв на обрабатываемых землях. Уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов, исчезли десятки видов растений и животных... В Индии осталось сто львов, в Африке несколько сотен горилл. Шимпанзе и орангутангов приходится из парков выпускать в джунгли. По пальцам можно пересчитать китайских бамбуковых медведей, индийских дымчатых леопардов, африканских белых носорогов.
Наших тигров, барсов, гепардов...
Пораженные кислотными осадками, умирающие леса и безжизненные озера стали обычными для промышленно развитых стран. Человечество все больше ощущает отрицательные результаты своего неумения беречь мир живой природы.
Энциклопедия для детей
Вопросы и задания
1. Согласны ли вы с тем, что человечество все больше ощущает отрицательные результаты своего неумения беречь мир живой природы?
2. Сформулируйте свою позицию в виде тезиса будущего сочинения-рассуждения.
3. Подберите три аргумента из прочитанных текстов подтверждающих вашу позицию. Если вы не согласны с данным тезисом, можно использовать примеры собственного жизненного или читательского опыта.
4. Прочитайте сочинения учащихся (Приложение 2, материалы к упражнению 28). Удалось ли авторам ответить на поставленный вопрос? Какие аргументы использовались? Соответствует ли вступление и заключение теме сочинения? Оцените глубину и полноту раскрытия тезиса, смысловую цельность, нормативность и правильность речи.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Еще сочинения из раздела Методические материалы
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|