А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > На дне > Споры о человеке в пьесе М Горького «На дне»
Распечатать это сочинение Споры о человеке в пьесе М Горького «На дне»Распечатать
Версия для мобильных
Споры о человеке в пьесе М Горького «На дне» - сочинение
Сочинение на тему: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

                    


Пьеса М. Горького «На дне» создана почти сто лет назад. И все эти годы она не переста­вала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных авто­ром, проблем, которые на разных этапах ис­торического развития вновь приобретают ак­туальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. По­влияло на судьбу произведения, на его вос­приятие то, что сложные, философски неод­нозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой не­давних лет. Слова: «Человек... это звучит гор­до!» становились нередко плакатными надпи­сями, почти такими же распространенными, как «Слава КПСС!», а сам монолог Сатина за­учивался наизусть.

Пьеса М. Горького — новаторское литера­турное произведение. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столк­новение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, како­ва она есть на самом деле, со всей ее безыс­ходностью и правдой для персонажей — лю­дей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжает­ся после его ухода.

Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная жен­щина, а Настя — мечтами о великом чувстве, прочитав о нем в книге «Роковая любовь». И с самого начала в этот мир иллюзий врыва­ется роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: «Не терпишь правды!». С самого начала пье­сы многие реплики звучат как спор М. Горько­го с самим собой, со своей прежней идеали­зацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной — опустив­шись на «дно», люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское жела­ние — рассмотреть в босяках, люмпенах, лю­дей, отторгнутых от нормальной человечес­кой жизни, прежде всего хорошее — также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают ил­люзии других людей, например, Насти, уми­рающей Анны, Клеща с его надеждой вы­браться из ночлежки, начать новую жизнь, Ба­рона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и кото­рому Настя бросает в ожесточении реплику: «Врешь, не было этого!»

В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в этот образ. Прежде всего от­метим, что именно этот персонаж пьесы вызы­вает наиболее ожесточенные споры, составля­ет ее драматургический нерв. Лука утешает лю­дей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баро­нов, актеров, рабочего человека, потерявшего

работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, по­томственного вора? И Лука прибегает к лжи, как к словесному наркотику, как к обезболива­ющему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой лич­ности, обещая Анне покой и отдых на том све­те, Актеру — бесплатные лечебницы для алко­голиков, а Ваське Пеплу — вольную жизнь в Сибири.

Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз зада­вали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа преобладали отрицатель­ные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти (само имя его по созвучию связано со словом «лукавый», а одно из зна­чений этого слова — нечистый искуситель). Луку обвиняли и в том, что он искушает лю­дей своей ложью, а в качестве главного обви­нения была смерть Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушать­ся в его речи, понимаешь, что суть его утешительства одновременно проще и сложнее. Он просто не очерствел душою; нельзя не согла­ситься с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал. Но это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное доб­ро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева (кстати, Сатин прямо толкает Ваську на убийство: «...и чего ты не приши­бешь его, Василий?!» — и далее: «Потом же­нись на Василисе... хозяином нашим бу­дешь...» И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит — добром это дело не кончится, и предвидение его ока­зывается правильным. Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и терпи...» И причина смерти Ак­тера не в иллюзиях, а в их крушении, в про­зрении, в сознании невозможности воздер­жаться и взять себя в руки.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идей­ных центров пьесы становится рассказ стран­ника о том, как он спас двух беглых каторжни­ков. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить... Пока верил человек — жил, а потерял веру и уда­вился».

Итак, в пьесе главный носитель добра — Лу­ка: он жалеет людей, сострадает им и пытает­ся помочь словом и делом. Авторская позиция в драме М. Горького выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился. При­нято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» Одна­ко именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в слове идеи Луки. В самом деле, что такое рассуждения, как не словесный наркотик, призванный утешить всех вокруг, во всех вселить иллюзию собст­венной ценности, вне зависимости от реаль­ных человеческих дел. Недаром именно по­сле монолога Сатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже глашатай беспощад­ной и злой правды Бубнов заявляет: «Много ли человеку надо? Вот я — выпил и рад!» И только известие о самоубийстве Актера вне­запно прерывает эту картину. Поэтому так многозначно звучат последние слова пьесы, вложенные в уста Сатина: «Эх... испортил песню... дур-рак!»

По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показы­вает, что спасительная ложь никого не спас­ла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное — что человек, живущий в мире уте­шительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть — мотив этот зву­чит в пьесе не раз, например, «в словах Анны: «Коли там муки не будет... здесь можно по­терпеть... можно!» или в притче о праведной земле — жил человек плохо, но терпел в на­дежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет M. Горь­кий. Спор писателя с Лукой — во многом спор с самим собой. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим ка­чествам Алексей Максимович был во многом близок к этому страннику-утешителю. Неда­ром он уже в период послереволюционный написал киносценарий «По пути на дно», где под влиянием идеологических догм разобла­чил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственного человека. Но сценарий этот оказался творческой неудачей M. Горь­кого, а пьеса «На дне» продолжает жить и се­годня, вызывая многочисленные споры и по­лучая новые интерпретации.

Образ Луки долгое время оценивался в ли­тературоведении однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыст­ных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки. Но глав­ное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его отношения к чело­веку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким про­явлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а вра­гов видели вокруг себя бесконечно много), милосердие объявлялось «интеллигентской мягкотелостью», которая недопустима в усло­виях схватки двух миров. Не принималось в позиции Луки и другое — то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действи­ям, радикальному изменению жизни. Все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, «борцу за светлое общество».

Сегодня образ Луки прочитывается во мно­гом иначе; этому может помочь просто вни­мательное, непредвзятое знакомство с горьковской пьесой.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинение на тему: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Еще сочинения из раздела На дне
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
Лука и Сатин в пьесе Горького «На дне»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


На дне

На дне


Сочинение по теме Споры о человеке в пьесе М Горького «На дне», На дне
Близкие сочинения
Сочинение на тему: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)
«Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни». (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького «На дне»
«Существует только человек...» (По пьесе М. Горького «На дне»)


Из этой книги
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
Лука и Сатин в пьесе Горького «На дне»
«На дне» М. Горького как социально-философская драма
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант)
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)

Популярные сочинения

  1. Рўрћр§р
  2. Сочинение мой Пушкин
  3. Сочинение Дубровский
  4. Москва Страстная площадь Софии фамуцевой сочинение
  5. Сочинение про
  6. Особенности композиции картины пластова летом
  7. Сочинения про осень
  8. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  9. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  10. Осенний день сочинение 5 класс
  11. Сочинение по комедии недоросль стародум
  12. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  13. Миниатюра сочинение падают листья
  14. Сочинение на тему чудная церковь
  15. Сочинение о осени 9 к
  16. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  17. Сочинения на темы дружба и вражда