А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Некрасов > Н А Некрасов Вчера Сегодня Завтра
Распечатать это сочинение Н А Некрасов Вчера Сегодня ЗавтраРаспечатать
Версия для мобильных
Н А Некрасов Вчера Сегодня Завтра - сочинение
Сочинение на тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» (Н. А. Некрасов. «На Волге»)

                    


5 ноября 1856 г. Н. Г. Чернышевский писал Нек­расову: «Такого поэта, как Вы, у нас еще не было. Пушкин, Лермонтов, Кольцов как лирики не могут идти в сравнение с Вами».

Тогда же, только двумя днями позже, И. С. Тур­генев писал своему приятелю М. Н. Лонгинову о Не­красове: «...популярнее его нет теперь у нас писате­ля». И даже такой последовательный защитник тео­рии «искусства для искусства», как А. В. Дружинин, все в том же 1856 г. утверждал: «...мы видим и постоянно будем видеть в Некрасове истинного по­эта, богатого будущностью и сделавшего достаточно для будущих читателей».

Прошло немногим более двадцати лет. Выступая с прощальной речью у могилы поэта, Ф. М. Достоев­ский сказал, что Некрасов занял такое видное и па­мятное место в литературе нашей, что в славном ря­ду русских поэтов он «достоин прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым». А из толпы по­клонников поэта раздались возгласы: «Выше, выше!»

Прошло еще два с лишним десятилетия, и уже в начале XX в. А. П. Чехов говорил: «Я очень люблю Некрасова, уважаю его, ставлю высоко... о том, что он уже отжил или устарел, не может быть и речи».

Таких высказываний можно привести много. Но все это было вчера — сто и более лет тому назад. Каково же отношение к автору «Железной дороги» и «Русских женщин» сегодня?

Случилось так, что Некрасов, самый значитель­ный русский поэт второй половины XIX в., не вы­зывает сегодня особого интереса у читателей вообще и у школьников в частности. Немалая вина в том литературоведов и методистов. Слишком часто повто­ряли мы слова: гражданские мотивы, разоблачение крепостничества, участник революционно-демократи­ческого движения, и при этом как-то забывалось, что речь идет о поэте на все времена — великом, настоящем, определившем во многом развитие рус­ской поэзии.

Между тем одностороннее восприятие Некрасова как поэта, который ограничен в своем творчестве узко­партийными рамками революционно-демократической идеологии, не отвечает действительности. Некрасов — не просто поэт-гражданин. как о нем чаще всего пишут. Он поэт общенациональный, общечеловечес­кий. Это не вызывало сомнения даже у людей, ко­торые вовсе не принадлежали к демократическому лагерю. Так, А. В. Дружинин, на которого мы уже ссылались, постоянный оппонент Чернышевского, пи­сал: «Не из одного временного и дидактического эле­мента состоит его поэзия. Есть в ней и свободное творчество, и всесторонность создания, есть в ней то, что делает поэта и дает ему жизнь в будущих по­колениях». А далее Дружинин с нескрываемой гру­стью задавал вопрос, не потерявший актуальности и сегодня: «...понимают ли его жаркие поклонники вечную и высокую сторону музы Некрасова?»

Вот одно небольшое стихотворение поэта — не са­мое известное, редко цитируемое:
В столицах шум, гремят витии,

Кипит словесная война,
А там, во глубине России -
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных нив...

Когда стихотворение попало к цензору, он в рас­терянности написал: «Стихи эти содержат в себе двойной смысл, который цензурный комитет не мо­жет себе вполне объяснить». И запретили — именно на этом основании.

Перед нами — истинная, высокая поэзия, отлича­ющаяся многозначительностью и предельной «сгущен­ностью» смысла. Две первые строчки, казалось бы, информационно нейтральны, но в них явственно ощу­щается авторское неприятие, ирония. «Вития» — сло­во устаревшее (оратор, красноречивый человек). В данном случае оно использовано не для создания возвышенного стиля повествования, а для более глу­бокого противопоставления последующим строчкам, где лексика совершенно иная, лишенная налета книжнос­ти. Рядом с витией упоминается и война — но не настоящая, а всего лишь словесная. Ирония Некра­сова ощущается и в слове «кипит». Он мог бы напи­сать нейтральное «идет», но ему нужно было создать ощущение контраста с последующим текстом. Вос­созданы две картины, вернее — два мира: в одном из них витии не выступают, не говорят, а гремят, сло­весная война кипит, в другом же — тишина (анто­ним слова шум). Иронию, с которой описана суетли­вость, и даже бессмысленность столичной жизни, сменяет лирический пафос, обусловивший и лексику, и синтаксический строй, и образную систему стихо­творения. Один мир определяется словом «шум», вто­рой — «тишина». Однако тишина не означает непод­вижности («Лишь ветер не дает покою...»).
Образ матери-земли выводит стихотворение уже чуть ли не на планетарный уровень. Возникает ощу­щение поистине необъятного мира, представленного в трех измерениях: вглубь (глубина России), вверх (вершины берез) и вдаль (бесконечные нивы). При всем этом стихотворение кажется незаконченным. Не случайно в последней строке поставлены три точ­ки. Но и в самой этой незаконченности заключен глубокий смысл, ибо тайны народной жизни и вековой тишины не поддаются логическому объясне­нию. Лирическая недоговоренность наполняется высо­ким значением. Стихотворение носит, несомненно, обобщенно-символический характер. Оно написано в 1857 г. — но так ли важна нам эта конкретная дата создания?

Великое произведение искусства непереводимо на язык логических понятий. Попробуйте вчитаться в стихи Некрасова без какого бы то ни было преду­беждения. Поймите его боль, любовь, надежду, отчая­ние, проникнитесь его настроением, оцените его бес­пощадную искренность, услышьте покаянные мотивы в его творчестве, почувствуйте красоту поэтического слова... И тогда, может быть, вам откроется еще один мир — мир Некрасова, о котором великий пи­сатель Достоевский сказал: «...это было раненое серд­це, раз на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его...»






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинение на тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» (Н. А. Некрасов. «На Волге»)

Еще сочинения из раздела Николай Алексеевич Некрасов
Женский образ в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова
Мое восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка»
Стихотворение «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов


Сочинение по теме Н А Некрасов Вчера Сегодня Завтра, Некрасов
Близкие сочинения
Сочинение на тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» (Н. А. Некрасов. «На Волге»)
Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве по­эта
Некрасов, Школьник. Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения
Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. К какому жанру вы могли бы отнести это сти­хотворение
Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Создайте портрет «владельца роскошных па­лат».


Из этой книги
Женский образ в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова
Мое восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка»
Стихотворение «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «В дороге» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода») Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Сочинение: Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Сочинение на тему: РУССКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОЭЗИИ Н. НЕКРАСОВА

Популярные сочинения