Еще в начале прошлого столетия А. Франс так оценивал творчество Л. Н. Толстого: «Толстой — это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив». Все это в полной мере можно отнести к рассказу «После бала», в котором звучит глубокая боль писателя за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей. А главный герой произведения вызывает подлинное восхищение: сила духа, стойкость моральных принципов позволили ему прожить достойную жизнь.
В рассказе поднимаются проблемы актуальные и в наше время: царящие в обществе насилие, жестокость, агрессия; идейно-нравственный поиск; попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. При этом автору, избравшему необычную форму повествования (диалог между молодежью и умудренным жизненным опытом «всеми уважаемым» Иваном Васильевичем), удается избежать нравоучений. Главный герой, он же и рассказчик, Иван Васильевич делится воспоминаниями, иногда он невольно сравнивает времена своей молодости и современность: «Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите ». Но когда начинает рассказывать о происшествии, глубоко потрясшем его, Иван Васильевич, словно на машине времени, возвращается в дни юности, на глазах молодеет. Его слова искренни, эмоциональны.
Будучи в юности веселым, бойким малым, да еще и богатым, герой рассказа катался с гор с барышнями и кутил с товарищами. Но главное удовольствие для него составляли вечера и балы. На одном из таких балов он и встретил Вареньку. Опьяненный любовью юноша «видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Не один раз рассказчик сравнивает свои чувства с опьянением, хотя и подчеркивает, что пить особо не любил. Сцена бала составляет большую часть повествования, все события того памятного вечера навечно запечатлелись в памяти рассказчика. Прекрасная зала с хорами, музыканты, великолепный буфет, разливанное море шампанского, перышко от белого дешевенького веера, подаренное возлюбленной, — все это вызывало счастье, блаженство. Обратим внимание на описание эмоционального состояния героя в этот момент: «я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».
Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом. В портретной характеристике отца подчеркиваются малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блестящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-военному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги. Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологическом здоровье военного.
Воображение юноши выстраивает странные, на первый взгляд, логические цепочки. Так, например, его умиляют старомодные сапоги отца Вареньки — отец не покупает модных сапог, чтобы вывозить в свет любимую красавицу-дочь. Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказчик даже спустя столько лет после произошедшего ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способность любви. И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.
Вторая часть рассказа резко отличается по настрою от сцены бала. Писатель эффективно использует художественный прием контраста, подчеркивая резкую смену эмоционального состояния героя. В душе юноши еще звучит мотив мазурки, но действительность дарит ему иную музыку, жесткую и нехорошую. Мечтательно закрывая глаза, юноша еще видит плавный, грациозный танец Вареньки в паре с отцом, но реальность преподносит ему сцену бесчеловечной жестокости. Невольно юноша становится свидетелем телесного наказания солдата, совершившего побег из полка. Наказываемый, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, медленно приближался к герою. Его сопровождал высокий военный — это был отец Вареньки. И если во время бала в сердце героя росла и росла любовь, то теперь так же интенсивно нарастают душевная боль, ужас и отвращение. Экзекуция сопровождается равномерным боем барабанов, свистом флейты и звуками ударов. Наказываемый «поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы», всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но все надежды солдата на милосердие и сочувствие были напрасными, ведь за процессом наказания строго следил полковник. Один малорослый, слабосильный солдат нанес не слишком чувствительный удар, за что был тут же покаран полковником. Та же рука в замшевой перчатке, обнимавшая несколько часов назад тонкую талию дочери, сегодня безжалостно била по лицу человека.
Эта сцена вызвала настолько острую душевную боль, стыд и причастность к совершаемому, что герой поспешил уйти домой. Но и дома ужас от увиденного не оставлял его в покое: на смену опьянению от любви приходит полное отрезвление. Теперь героя мучают размышления: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали такое, чего я не знал».
Неприятие зла, жестокости, несправедливости было настолько сильным, что юноша даже отказался от карьеры военного и от своей самой большой в жизни любви.
Рассказ Л. Н. Толстого учит нас не идти на поводу общественного мнения, ведь не всегда всеобщая правда является истиной. Нельзя отступаться от своих нравственных принципов — каждый из нас рано или поздно может стать жертвой агрессии, царящей в обществе.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Еще сочинения из раздела После бала
Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
План характеристики полковника (После Бала, Толстой)
Против чего направлен рассказ Толстого «После бала»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|