А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > После бала > Сочинение на тему «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение отзыв)
Распечатать это сочинение Сочинение на тему «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение отзыв)Распечатать
Версия для мобильных
Сочинение на тему «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение отзыв) - сочинение
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

                    


Еще в начале прошлого столетия А. Франс так оценивал творчество Л. Н. Толстого: «Толстой — это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глу­бин морских. Своей жизнью он провозглашает ис­кренность, прямоту, целеустремленность, твер­дость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть силь­ным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив». Все это в полной мере можно отнести к рассказу «После бала», в кото­ром звучит глубокая боль писателя за поругание человеческого достоинства, за невинно погублен­ных людей. А главный герой произведения вы­зывает подлинное восхищение: сила духа, стой­кость моральных принципов позволили ему про­жить достойную жизнь.

В рассказе поднимаются проблемы актуаль­ные и в наше время: царящие в обществе наси­лие, жестокость, агрессия; идейно-нравственный поиск; попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справед­ливости. При этом автору, избравшему необыч­ную форму повествования (диалог между моло­дежью и умудренным жизненным опытом «все­ми уважаемым» Иваном Васильевичем), удается избежать нравоучений. Главный герой, он же и рассказчик, Иван Васильевич делится воспоми­наниями, иногда он невольно сравнивает време­на своей молодости и современность: «Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ниче­го не видите ». Но когда начинает рассказывать о происшествии, глубоко потрясшем его, Иван Ва­сильевич, словно на машине времени, возвраща­ется в дни юности, на глазах молодеет. Его слова искренни, эмоциональны.

Будучи в юности веселым, бойким малым, да еще и богатым, герой рассказа катался с гор с ба­рышнями и кутил с товарищами. Но главное удо­вольствие для него составляли вечера и балы. На одном из таких балов он и встретил Вареньку. Опьяненный любовью юноша «видел только вы­сокую, стройную фигуру в белом платье с розо­вым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Не один раз рассказчик сравнивает свои чувства с опьянением, хотя и подчеркивает, что пить осо­бо не любил. Сцена бала составляет большую часть повествования, все события того памятно­го вечера навечно запечатлелись в памяти рас­сказчика. Прекрасная зала с хорами, музыкан­ты, великолепный буфет, разливанное море шам­панского, перышко от белого дешевенького вее­ра, подаренное возлюбленной, — все это вызыва­ло счастье, блаженство. Обратим внимание на описание эмоционального состояния героя в этот момент: «я был добр, я был не я, а какое-то не­земное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом. В портретной характеристике отца подчеркивают­ся малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блес­тящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-во­енному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги. Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологичес­ком здоровье военного.

Воображение юноши выстраивает странные, на первый взгляд, логические цепочки. Так, на­пример, его умиляют старомодные сапоги отца Вареньки — отец не покупает модных сапог, что­бы вывозить в свет любимую красавицу-дочь. Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказ­чик даже спустя столько лет после произошедше­го ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способ­ность любви. И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.

Вторая часть рассказа резко отличается по настрою от сцены бала. Писатель эффективно использует художественный прием контраста, подчеркивая резкую смену эмоционального со­стояния героя. В душе юноши еще звучит мотив мазурки, но действительность дарит ему иную музыку, жесткую и нехорошую. Мечтательно закрывая глаза, юноша еще видит плавный, гра­циозный танец Вареньки в паре с отцом, но ре­альность преподносит ему сцену бесчеловечной жестокости. Невольно юноша становится свиде­телем телесного наказания солдата, совершивше­го побег из полка. Наказываемый, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, под сы­павшимися с обеих сторон на него ударами, мед­ленно приближался к герою. Его сопровождал высокий военный — это был отец Вареньки. И если во время бала в сердце героя росла и росла любовь, то теперь так же интенсивно нарастают душевная боль, ужас и отвращение. Экзекуция сопровождается равномерным боем барабанов, свистом флейты и звуками ударов. Наказывае­мый «поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оска­ливая белые зубы», всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но все надежды солдата на милосер­дие и сочувствие были напрасными, ведь за про­цессом наказания строго следил полковник. Один малорослый, слабосильный солдат нанес не слишком чувствительный удар, за что был тут же покаран полковником. Та же рука в замшевой перчатке, обнимавшая несколько часов назад тонкую талию дочери, сегодня безжалостно била по лицу человека.

Эта сцена вызвала настолько острую душев­ную боль, стыд и причастность к совершаемому, что герой поспешил уйти домой. Но и дома ужас от увиденного не оставлял его в покое: на смену опьянению от любви приходит полное отрезвле­ние. Теперь героя мучают размышления: «Если это делалось с такой уверенностью и признава­лось всеми необходимым, то, стало быть, они зна­ли такое, чего я не знал».

Неприятие зла, жестокости, несправедливос­ти было настолько сильным, что юноша даже от­казался от карьеры военного и от своей самой большой в жизни любви.

Рассказ Л. Н. Толстого учит нас не идти на поводу общественного мнения, ведь не всегда все­общая правда является истиной. Нельзя отсту­паться от своих нравственных принципов — каж­дый из нас рано или поздно может стать жертвой агрессии, царящей в обществе.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Еще сочинения из раздела После бала
Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
План характеристики полковника (После Бала, Толстой)
Против чего направлен рассказ Толстого «После бала»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


После бала

После бала

Сочинение по теме Сочинение на тему «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение отзыв), После бала
Близкие сочинения
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Сочинение на тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ» (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
Сочинение на тему: АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
«Одна ночь, или скорее утро», изменившее жизнь героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Против чего направлен рассказ Толстого «После бала»


Из этой книги
Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
План характеристики полковника (После Бала, Толстой)
Против чего направлен рассказ Толстого «После бала»
Сочинение на тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ» (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
Сочинение на тему: АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
Контрольные вопросы с выборочными ответами к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Популярные сочинения