А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Распутин > Краткое содержание Уроки французского (Распутин)
Распечатать это сочинение Краткое содержание Уроки французского (Распутин)Распечатать
Сочинение на французском о едеВерсия для мобильных
Краткое содержание Уроки французского (Распутин) - сочинение
Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Сочинение на тему: ПИСЬМО ДЛЯ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

                    



Уроки французского

«Странно: почему мы так же, как и перед ро­дителями, всю жизнь чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в шко­ле, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Рассказчик пошел в сорок восьмом году в пя­тый класс. Он жил в деревне, где была только на­чальная школа. И поэтому ему пришлось отпра­виться в город, уехать из родного дома. Мальчику было только одиннадцать лет, он был старшим из троих детей. В деревне было голод­но. И иногда, когда было особенно тяжело, маль­чик «глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде». У главного ге­роя не было отца, семья жила очень бедно. Но мальчик очень хорошо учился, и поэтому мать решила отправить его в город.

Учился он по-прежнему хорошо. Пятерки бы­ли по всем предметам, кроме французского. У главного героя было плохое произношение.

Жизнь мальчика была тяжелой. Он очень тос­ковал по дому. Он также очень страдал от голо­да. Конечно, мать присылала ему еды. Но этого было недостаточно. Больше ничего мать присы­лать не могла, ведь у нее было еще двое детей. К тому же запасы съестного кто-то потихоньку воровал. Мальчик не знал, кто это делает — хо­зяйка дома, где он жил, или ее дети.

Однажды мальчик Федька спросил главного героя, умеет ли он играть в «чику» на деньги. Главный герой играть на деньги не умел, его пригласили посмотреть. «Разобраться в игре ни­чего не стоило. Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опу­скали на площадку, ограниченную жирной чер­той метрах в двух от кассы, а с другой стороны, от валуна, вросшего в землю и служившего упо­ром для передней ноги, бросали круглую камен­ную шайбу.

Бросать ее надо было с тем расчетом, чтобы она как можно ближе подкатилась к черте, но не вышла за нее, — тогда ты получал право первым разбивать кассу. Били все той же шайбой, стара­ясь перевернуть монеты на орла. Перевернул — твоя, бей дальше, нет — отдай это право следую­щему. Но важней всего считалось еще при брос­ке накрыть шайбой монеты, и, если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса без разгово­ров переходила в твой карман, и игра начина­лась снова».

У главного героя не было денег, поэтому он не принимал участия в игре. Ему казалось, что он мог бы выиграть. Мальчик понимал, что та­кие качества, как меткость и ловкость у него есть.

Мать отправляла ему продукты, потому что денег у нее не было. Очень редко она посылала ему деньги, чтобы сын купил себе молока. Маль­чику молоко нужно было пить от малокровия. Но купить молока ему удавалось крайне редко. Однажды, когда мать прислала ему пять рублей, мальчик не пошел за молоком, а разменял день­ги на мелочь и отправился играть на деньги. Сначала мальчик только проигрывал. Однако он постепенно приобретал навыки к игре. И вот на­ступил день, когда он выиграл.

Стояла теплая осень. Погода была прекрас­ная. Теперь каждый день после школы мальчик приходил играть. Он стал выигрывать. У маль­чика появились свои методы, которые и позво­ляли ему оставаться в выигрыше. Теперь у него появились деньги, и он мог купить молока.

Сначала мальчики спокойно относились к то­му, что главный герой всегда выигрывает. Но по­том они заметили, что он быстро выходит из иг­ры. Им это не понравилось. Однажды завязалась драка. Главного героя избили и прогнали.

На следующий день мальчик с тоской смотрел на свою избитую физиономию в зеркало. Ему бы­ло страшно идти в школу. Первым уроком был французский. Учительница, Лидия Михайлов­на, обратила внимание на лицо своего ученика. Она спросила у него, что случилось. Мальчик от­ветил, что упал. Один из учеников, Тишкин, сказал: «Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал».

Это было настоящее предательство. Главный герой остолбенел. За игру на деньги могли ис­ключить из школы. Но Лидия Михайловна слов­но не обратила внимания на слова Тишкина. Она вызвала его к доске. А главному герою рассказа велела остаться после уроков. Мальчик боялся, что учительница поведет его к директору. Но Лидия Михайловна стала спрашивать, выиг­рывает он или проигрывает. Мальчик ответил, что выигрывает. Учительница спросила, что он делает с деньгами.

«—Ну, так что ты делаешь с деньгами, кото­рые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?»

—   Нет, немного. Я только рубль выигрываю.

—  И больше не играешь?

—   Нет.

—  А рубль? Почему рубль? Что ты с ним дела­ешь?

—   Покупаю молоко.

—   Молоко?»

Очевидно, слова мальчика поразили молодую учительницу. Она только лишь сказала, что на деньги играть не надо, нужно обходиться без этого. Мальчик пообещал Лидии Михайловне, что больше играть не будет.

В этот период мальчику приходилось очень тяжело. Из деревни никто не приезжал и не пе­редавал ему продукты. Мальчику все время хо­телось есть. Однажды он не выдержал и пришел к ребятам, которые играли на деньги. Теперь мальчику нужен был рубль не на молоко, а на хлеб. Его встретили недоброжелательно. Не­сколько дней он играл очень осторожно, но по­том опять выиграл рубль. Его снова избили. Это опять заметила Лидия Михайловна. Учительни­ца вызвала мальчика читать. У него были разби­ты губы, и читал он еще хуже обычного. Учи­тельница решила заниматься с ним отдельно. Лидия Михайловна сказала, чтобы мальчик ве­чером приходил к ней домой. Мальчик очень стеснялся. Он неловко чувствовал себя в доме учительницы. После занятий Лидия Михайлов­на приглашала своего ученика ужинать. Он чув­ствовал себя от этого еще хуже. Он не мог заста­вить себя есть в присутствии учительницы, все время убегал. И Лидия Михайловна перестала приглашать его к столу.

Однажды мальчику сказали, что ему прине­сли посылку. Посылка находилась в школе в раздевалке. Мальчик подумал, что посылку привез шофер из деревни. Он радостно бросился в раздевалку. Здесь ему дали белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Мальчик удивился, ведь мать посылала ему еду в обычном мешке. На посылке была написана его фамилия и его класс. Мальчик открыл по­сылку, там были макароны. Он был поражен, ведь это для него было целое богатство. Мальчик съел несколько сырых трубочек и стал думать, куда спрятать макароны, чтобы сберечь их. Но вдруг главный герой задумался. В его дерев­не не продавались макароны. И где же могла мать взять деньги, чтобы их купить. В посылке главный герой нашел и несколько кусков саха­ра, и две плитки гематогена. Тогда он оконча­тельно понял, что посылку отправляла не мать. Мальчик пошел искать учительницу. Лидия Михайловна сделала вид, что ничего не понима­ет. Но мальчик сказал, что знает: посылку от­правила она. Лидия Михайловна смутилась. Ученик сказал, что в деревне нет макарон и ге­матогена. Учительница удивилась. И она сказа­ла, что всегда жила в городе, поэтому понятия не имеет, что есть в деревне. Лидия Михайловна сказала, что знает о бедственном положении уче­ника. И она стала уговаривать его взять макаро­ны. Мальчик отказывался. Она сказала: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Столько у нас в школе сытых лоботрясов, кото­рые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Мальчик все-таки отказался от подарка и убе­жал.

Лидия Михайловна по-прежнему занималась с ним. И главный герой стал делать успехи во французском языке. Лидия Михайловна уже хвалила его, обещала в скором времени твердую пятерку. Главный герой уже не так скованно чувствовал себя в квартире учительницы. Одна­ко за стол по-прежнему не садился.

Однажды учительница спросила, играет ли он теперь на деньги. Была зима, и мальчик отве­тил, что теперь не играет. Ведь выпал снег, а иг­ра проводилась на улице. Учительница спроси­ла, что это была за игра. Мальчик объяснил. Лидия Михайловна сказала, что в детстве они играли в другую игру, она называлась «присте­нок». Учительница рассказала об этой игре: «Я бью монетой о стену. — Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой от­летела на пол. — Теперь, — Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руку, — бьешь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя моне­та оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется “замеряшки”. Достанешь — значит, выиграл».

Рассказав об игре, учительница предложила сыграть. Мальчик не верил своим ушам. Он не понимал, как можно играть с учительницей. Од­нако потом она все-таки убедила его попробовать поиграть. Сначала они просто играли, но Лидия Михайловна сказала, что играть просто так не­интересно. Нужно играть на деньги.

После этого учительница стала практически каждый день играть с учеником. Мальчик разо­брался в игре, стал выигрывать. У него снова по­явились деньги, он мог покупать молоко.

Однажды во время игры мальчик и Лидия Михайловна заспорили о счете. И вдруг услыша­ли голос директора. Он вошел в квартиру и уви­дел, что Лидия Михайловна играет со своим уче­ником. Он начал кричать: «Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это пре­ступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Она сказала, что поедет домой к себе, на Кубань. Мальчику она сказала, что его никто не будет ру­гать за игру, ведь виновата только она. Больше он ее никогда не видел. Зимой ему пришла по почте посылка. Там лежали макароны и три красных яблока. Раньше мальчик видел яблоки только на картинах. Но сразу догадался, что это они.

Произведение рассказывает нам о трудностях послевоенного времени. Главный герой, малень­кий мальчик, талантлив и трудолюбив. Он стра­стно желает учиться и подходит к этому со всей ответственностью, несмотря на многочисленные проблемы.

Главному герою присуще чувство собственно­го достоинства. Он никому не говорит о своих проблемах, он слишком горд для этого. Мальчик сам ищет выход из сложной ситуации. Учительница добра и внимательна. Она желает помочь талантливому мальчику и поэтому принимает столь странное решение — играть с ним на деньги. Несомненно, что учительница не просто по­могла ребенку в голодное время, она дала ему подлинные уроки доброты, которые не забылись на протяжении всей дальнейшей жизни.








Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Сочинение на тему: ПИСЬМО ДЛЯ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

Еще сочинения из раздела Валентин Распутин
Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Сочинение на тему: ПИСЬМО ДЛЯ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Валентин Распутин

Валентин Распутин


Сочинение по теме Краткое содержание Уроки французского (Распутин), Распутин
Близкие сочинения
Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Сочинение на тему: ПИСЬМО ДЛЯ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Как я понимаю название рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Мое впечатление от рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Сочинение по рассказу «Уроки французского» В. Распутина


Из этой книги
Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Сочинение на тему: ПИСЬМО ДЛЯ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)
Как я понимаю название рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Мое впечатление от рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Сочинение по рассказу «Уроки французского» В. Распутина
Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. Сочинение по картине яблонской утро
  3. Сочинение мцыри
  4. Сочинение на тему любовь к женщине
  5. Обломов сочинение
  6. Сочинение отцы и дети
  7. Сочинение на тему дом
  8. Сочинение на тему милосердие
  9. Сочинение на тему книга
  10. Сочинение на тему осень
  11. Сочинение на тему герой нашего времени
  12. Сочинение на тему ревизор
  13. Преступление и наказание сочинение
  14. Сочинение на тему моя любимая книга
  15. Семья ростовых
  16. Любовь в романе отцы и дети