А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Отцы и дети > Сюжетно композиционные особенности романа «Отцы и дети» И С Тургенева
Распечатать это сочинение Сюжетно композиционные особенности романа «Отцы и дети» И С ТургеневаРаспечатать
Версия для мобильных
Сюжетно композиционные особенности романа «Отцы и дети» И С Тургенева - сочинение
Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева
Сюжетно-композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

                    


План сочинения
   1. Вступление. Замедленная кольцевая композиция в романе Тургненева.
   2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура романа.
   - Передвижение героев в романе.
   - Две экспозиции.
   - Завязка внешнего конфликта и развитие действия.
   - Значение 12-й и 13-й глав для зарождения внутреннего конфликта в романе.
   - Внутренний конфликт героя и развитие любовной коллизии.
   - Развитие действия, кульминация и развязка внешнего конфликта в романе.
   - Второй круг странствий героя. Разрывы дружеских связей.
   - Развязка внутреннего конфликта.
   - Эпилог.
   - Своеобразие композиции романа.
   3. Заключение. Тургенев и Пушкин. Мастерство в построении сюжета.

   Композицию романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» условно можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе упоминается, но здесь не происходит никаких сюжетно значимых событий, кроме первой встречи героев). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город*** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.
   Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу – сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – дом родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – дом родителей Базарова. Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском). Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.
   Первая глава романа является экспозицией Кирсановых – здесь дана жизненная история Николая Петровича. Вторую и третью главы можно назвать экспозицией Базарова (здесь дан портрет героя и первые характеристики его: Аркадий говорит отцу, что приятель его – «чудесный малый, такой простой»).
   В Марьине происходит завязка внешнего конфликта – знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Развитие действия – споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.
   Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают развитие внутреннего конфликта в романе – борьба чувств и миропонимания в душе Базарова. Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов» подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю.В. Лебедев, «комическое снижение – постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного «дна» читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления»[1].
   Четырнадцатая глава (описание бала у губернатора) – это завязка внутреннего конфликта в романе. Происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой. Одновременно мы можем считать эту сцену завязкой любовной истории. Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы – развитие действия в любовной интриге и во внутреннем конфликте: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта и взаимоотношений героев – объяснение Евгения с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка любовной истории – отъезд Базарова.
   Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино. И здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства. Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться. Кульминацией споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая). Затем следует развязка внешнего личностного конфликта героев – Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию – «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».
   Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю.В. Лебедев, «второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы»[2]. Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой – Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой – герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.
   Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, – то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни. Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя. Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика) Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего, неразрешимого конфликта героя (глава двадцать седьмая).
   В последней главе действие переносится в Никольское, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, произошедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова, и образа Павла Петровича, и всего семейства Кирсановых.
   Итак, условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова – Марьино – деревня родителей Базарова. Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение читателей в ту или иную точку по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – деревня родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова – Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) – деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на сельском кладбище, где похоронен Базаров), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.
   Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева
Сюжетно-композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Еще сочинения из раздела Отцы и дети
Тургенев-пейзажист. Пейзаж и его функции в романе «Отцы и дети»
Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Глава XVII


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение по теме Сюжетно композиционные особенности романа «Отцы и дети» И С Тургенева, Отцы и дети
Близкие сочинения
Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева
Сюжетно-композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Сюжетно-композиционные особенности романа "Евгений Онегин" Пушкина А.С.
Сюжетно-композиционные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова
Сюжетно-композиционные особенности комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Сюжетно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сюжетно-композиционные особенности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Сюжетно-композиционные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова



Популярные сочинения

  1. Темы сочинений по горе от ума
  2. Особенности композиции картины пластова летом
  3. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  4. Сочинение на тему что я люблю
  5. Осенний день сочинение 5 класс
  6. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  7. Слово о полку игореве сочинение
  8. Мир и космос сочинение
  9. Сочинения на темы дружба и вражда
  10. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  11. Образ Маши Троекуровой в романе
  12. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  13. Р
  14. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  15. Миниатюра сочинение падают листья