А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ионыч > Чичиков Головлев Ионыч
Распечатать это сочинение Чичиков Головлев ИонычРаспечатать
Версия для мобильных
Чичиков Головлев Ионыч - сочинение
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»

                    


Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов принадлежат к числу выдаю­щихся русских писателей, изображающих жизнь дворянства, и выделяются беспо­щадностью отрицания того социального зла, которое было порождено в России гос­подством помещиков. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной ост­ротой разоблачали пагубное, развращаю­щее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показали неиз­бежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.

Н. В. Гоголь принадлежит к числу вели­чайших русских классиков. Вершиной твор­чества писателя является поэма «Мертвые души» — одно из выдающихся произведе­ний мировой литературы, по определению Белинского «творение, выхваченное из тай­ника народной жизни». В поэме нашли свое воплощение все грани его таланта: глубо­чайший реализм, народность, лирическое одушевление и бесконечный юмор, перехо­дящий в грозный, карающий смех. В «Мерт­вых душах» Гоголь снова обращается к од­ной из основных своих тем — о русском по­мещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии. Картина ди­кого, грубо-невежественного, тупо-бес­смысленного помещичьего царства, карти­на глубокого разложения николаевской России нарисована Гоголем с изумитель­ной жизненной правдой, с огромной полно­той и силой художественного-реалистичес­кого воплощения. Галерея характеров, со­зданная писателем, ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое омертве­ние человека. От Манилова до Плюшкина перед нами раскрывается пугающая карти­на постепенного угасания всего человечес­кого в человеке.

Особое место среди персонажей произ­ведения занимает Чичиков. В нем весьма своеобразно, однобоко, в своих отрица­тельных сторонах, в специфическом буржу­азном авантюризме проявились новые тен­денции развития русской жизни. Недаром этого нового героя русской действительно­сти Гоголь называет не только «хозяином», «приобретателем», но и заклеймил его име­нем «подлеца». В Чичикове тонко обрисо­ван новый характер — хищника-приобрета­теля, развившего в себе способность хитро приспосабливаться к людям и обстоятель­ствам, научившегося подчинять моральные принципы материальным интересам. Гнев­но осуждая феодальное дворянство, Го­голь, создавая образ Чичикова, обличал и буржуазное хищничество. По «крайнему разумению и искреннему, горячему убеж­дению» В. Г. Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было и есть в русской литературе...» Поэма была вершиной не только творчества Гоголя, но и наиболее крупным произведением реализма первой половины XIX века, она оказала определяю­щее влияние на всю последующую русскую литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма.

М. Е. Саплыков-Щедрин изобразил в своем романе «Господа Головлевы» «мерт­вые души» на более поздней стадии их ис­торического разложения и как революци­онный демократ-просветитель отрицал их с высоты новых общественных идеалов. Разложение помещичьего класса Салты­ков-Щедрин представил в форме истории морального оподления и вымирания одно­го семейства землевладельцев-эксплуа­таторов. Распад связей в области семейно-родственных отношений, где вроде бы даже от порочной личности естественно ожидать проявление человечности, сати­рик избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств нравственно­го падения и исторической обреченности паразитического класса.

Головлевщина — это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угне­тении человека человеком. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего по­гружения головлевщины в сумерки. И на по­следней странице: ночь, в доме ни малей­шего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги — закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, «последнего представителя выморочного рода». Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, — главный герой ро­мана. Черты бессердечного стяжательства развились в нем до предельного выраже­ния. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрога­ния обрекал на гибель поочередно каждого из своих сыновей — Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его вожде­ления и «кровопийственные» махинации всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей оче­редной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и не­сет им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы и проис­ходит это потому, что оно опирается на кре­постническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечно­сти несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой праздносло­вия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование «кровопивца». Образ Иудушки Головлева — символ социального и морального распада дворянства.

Новелла А. П. Чехова «Ионыч» продолжа­ет и углубляет тему внутреннего перерож­дения, опошления интеллигента в обыва­тельской среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению низменной цели — личного обогащения. Чехов показывает, как атмо­сфера русской жизни заглушает все нрав­ственно-хорошее и здоровое в человеке. Обстановка, которая с самого начала окру­жает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна для развития молодого че­ловека. Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротив­ляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исче­зают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием стано­вится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого «жадность одолела». Перед нами врач, утративший свое главное качество — человеколюбие. В конечном счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ио­ныча. Да, он богат, у него «есть имение и два дома в городе», но он одинок, «жи­вется ему скучно, ничего его не интересу­ет». И самое главное — он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, кото­рая «была его единственной радостью и, вероятно, последней». Ионыч отрекся от своего дела и своей любви, потерял внут­реннюю культуру, интеллигентность. Пе­ред нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротив­ляться окружающей среде и перестал быть личностью.

Так на протяжении истории русской лите­ратуры XIX века лучшими писателями кри­тического реализма, чье творчество стало классикой, остро и беспощадно разоблача­лось общество, порождающее чичковых, иудушек и ионычей, изображалось положе­ние класса, отжившего свой век, и вместе с тем — коварное оружие, к которому при­бегают вообще паразитические слои об­щества в борьбе за сохранение своих пре­рогатив, за укрепление своего пошатнув­шегося положения в обществе.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»


Топ 3 лучших
Сочинение на тему интересная встреча
Соченения на тему письмо другу
Мини сочинение как я провел лета

У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Ионыч

Ионыч


Сочинение по теме Чичиков Головлев Ионыч, Ионыч
Близкие сочинения
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»
А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (На примере рассказа «Ионыч»)
Нравственное оскудение личности в творчестве А. П. Чехова (На примере рассказов «Ионыч» и «Крыжовник»)
Сочинение на тему: Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»



Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Рўрћр§р
  3. Сочинение слово о полку игореве
  4. Соченения на тему письмо другу
  5. Мир и космос сочинение
  6. Мой Пушкин сочинение
  7. Мини сочинение как я провел лета
  8. Сочинение про
  9. Сочинение интересная встреча
  10. Царевна лягушка сочинение любимый герой
  11. Осень веранда Жуковский сочинение
  12. Мини сочинение на тему холодная осень
  13. Сочинение школьное утро
  14. Памятный день летних каникул сочинение 6
  15. Сочинения на тему древнейший человек
  16. Сочинение на тему золотое слово Святослава
  17. Осень сочинение 9 класс
  18. Р рјрўрўрљр
  19. Русский язык в современном мире сочинение
  Мобильная версия